Обзор Catherine: Full Body — рецензия на игру Catherine: Full Body |

В 2011 году Atlus удивила мир своей необычной игрой Catherine, затрагивавшей столь редко встречающиеся в интерактивных произведениях темы, как создание семьи, измена и ответственность. В 2019-м вышло дополненное переиздание, получившее подзаголовок Full Body. Если в оригинальной Catherine было множество проблем, подрывающих ее статус как «игры для взрослых», то в Full Body их стало еще больше.

Catherine посвящена душевным метаниям 32-летнего мужчины по имени Винсент Брукс. Он уже много лет состоит в отношениях с Кэтрин — доминантной карьеристкой, которая стремится контролировать его жизнь и настаивает на скорой свадьбе. Сам Винсент — тряпка и раздолбай, не готовый принять столь серьезное решение и мечтающий о том, чтобы все оставалось прежним. Однажды в баре он встречает миловидную юную блондинку на 10 из 10, которая проявляет к нему активный интерес, — они вместе выпивают, весело беседуют, а на следующее утро он обнаруживает ее в своей постели. И ее тоже зовут Кэтрин, только в англоязычном написании ее имя начинается не с K, а с C.

Всю игру Винсент мается с внутренними противоречиями. Ему стыдно за измену, но рассказать о ней и надеяться на прощение он не может. Жениться он не готов, но Катерина-старшая говорит, что беременна. Катерина-младшая продолжает оказываться поутру в его постели, хотя он совершенно не помнит, чтобы звал ее к себе. И она тоже требует верности. И шлет нюдесы. И, поскольку Винсент — тряпка, ни с одной их них он серьезно поговорить не в состоянии.

А еще каждую ночь ему снятся кошмары, смерть которых ведет к смерти в реальности. В них он лезет вверх по обрушивающейся в пропасть стене из кубиков, которые он может тянуть и толкать, превращая в импровизированную лестницу. У кубиков бывают разные свойства: одни скользят, другие взрываются, третьи нельзя двигать, — и прохождение игры требует умелого использования широкого спектра тактик. Их Винсенту подскажут между уровнями другие люди, попавшие в кошмар, — только выглядят они все как овцы. Таинственный голос регулярно задает ему каверзные вопросы, а финальный этап каждого кошмара встречает Винсента боссом, который преследует его и убивает, если герой не был достаточно расторопен в попытках залезть наверх. Босс олицетворяет собой какой-нибудь его страх: невесту, например, или ребенка.

Примерно половина игры проходит за этим платформенно-головоломочным геймплеем, другая половина же проходит за катсценами и диалогами в баре, где Винсент выпивает с друзьями каждый вечер. Других посетителей бара он встречает также и в кошмарах (воспоминаний от которых в реальности он, увы, не сохраняет) — правильные реплики в общении с ними помогут им не сдаться и не умереть. Наконец, обе Катерины пишут ему SMS, на которые он может отвечать по-разному (но все сценки с ними при этом проходят по одному сценарию без участия игрока).

Вот, собственно, и вся игра. Головоломки в ней хорошие, градации уровней сложности выстроены очень грамотно (легко — это действительно легко, на сложном вы сойдете с ума, и вам самим потом эти блоки будут сниться в кошмарах). Любители подобного найдут в Catherine очень много интересного для себя контента. Но давайте скажем прямо: паззлы в духе «сокобана» — это не то, ради чего люди будут выкладывать 3500 рублей. Не то, за что эту игру помнят и хвалят.

Главное в Catherine — сюжет, и к нему у меня претензий очень, очень много.

Начнем с того, что он связан с головоломочным геймплеем очень условно. Да, карабканье Винсента наверх можно интерпретировать как метафору и его попыток убежать от того, что его заботит, и его личностного роста, а обрушивающуюся вниз стену — как напоминание о том, что пути назад нет, равно как времени на нерешительность. Да, пара боссов, которых я уже упомянул, говорят нам, чего он боится. Но это, как видите, занимает пару строчек в описании. А проводить за однообразным перетаскиванием кубиков тут надо много часов. Это сизифов труд, на который нас обрекает игра без какой-либо серьезной на то причины.

За попытку поставить в центр повествования взрослых людей со взрослыми проблемами разработчики, безусловно, заслужили лайк. Японцы вообще такое делают очень редко: по большей части их игры посвящены спасению мира от какой-нибудь непонятной фигни, богоборчеству, превозмоганию, пафосным речам о том, на что способно человечество. А тут — приземленная жизненная история. Классно же? Ну, было бы классно, если бы эти приземленность и жизненность не оказались кликбейтом.

На протяжении большей части игры Винсент не решается сказать ни одной из Катерин о существовании другой. Ничего не происходит, интроспекции особой не добавляется — игра просто тянет резину через череду комедийных сценок, где Винсент ведет себя нелепо и постоянно пытается придумать какие-то объяснения или оправдания. Сложно назвать солидной и умной игру, половина которой годится на экранизацию с Робом Шнайдером в главной роли.

В Catherine есть шкала, значение которой меняется от выбранных игроком ответов — в диалогах в баре, в ответах Катеринам через SMS, в опросах, которые Винсент проходит после каждого этапа головоломки в кошмаре. На одной стороны шкалы хаос, на другой — порядок. Она регулярно появляется на экране, подчеркивая свою важность: почти все, что игрок может делать в эти мирные сегменты, — это влиять на положение стрелочки. А теперь осознайте, что игра, которая притворяется серьезной, глубокой, посвященной сложностям взрослой жизни, судит все поступки по бинарной шкале.

И она делает это максимально криворуко. Очевидно, что веселая Катерина-младшая олицетворяет хаос и свободу, а унылая Катерина-старшая — порядок и узы (брака). Но если в SMS Катерине-старшей писать вежливые отказы на все ее реплики, то игра сочтет вежливость за стремление к порядку, как лайк той самой девушке, которой своими репликами мы ставим дизлайк. Положительный ответ на вопрос «Правда, что все мужики тупые?» считается хаотическим, как и признание в том, что при принятии решений полагаешься на себя, а не на мнение других людей.

А ведь от этой шкалы зависит концовка. И если вы будете отвечать на задаваемые вопросы честно, так, как сердце велит, то стрелочка, скорее всего, уйдет недалеко от середины, и нормального финала вам не видать.

Игра наказывает вас за искренние ответы.

И если вы хотите полноценную концовку, то ваше отношение ко всем этим дилеммам должно быть утилитарным: «добавит ли это больше очков порядка или хаоса?». Что, в свою очередь, обесценивает задаваемые игрой вопросы.

Для дальнейшего обсуждения проблем Catherine мне необходимо глубоко зайти на территорию

Источник




Подпишитесь на рассылку новостей
обо всех интересующих вас событиях из мира
игр. С нами Вы не упустите ни одну новость,
мы Вам это гарантируем.